ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

Поиск
Меню сайта
Форма входа



Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Сочинения » Русский язык и литература » Другое Добавить сочинение

Музыка, звучащая в произведениях Александра Блока

Великий поэт жил и создавал свои произведения в переломный момент для России: в эпоху подготовки и свершения Октябрьской революции. Первые стихи появились в конце девяностых годов девятнадцатого века, однако как поэт Александр Блок сложился к 1905 году. Наибольшего подъема его творчество достигло в 1907— 1916 годах. Не сразу поэт осознал свое предназначение в этом мире. Закончив гимназию и поступив на юридический факультет Петербургского университета, поэт довольно скоро понял, что ему совершенно не интересна его будущая профессия. Он перешел на славяно-русское отделение историко-филологического факультета. Его духовные интересы с ранней юности несколько отличались от изучаемых предметов. Сначала он сильно увлекался театром. Участвуя в любительских спектаклях, он даже прослыл хорошим декламатором. Однако это увлечение довольно скоро сменилось другим — наступило время литературных интересов.

Блок стал сам пробовать писать стихи. Это была лирика любви и природы. Неясные предчувствия, таинственные намеки и иносказания, а также поистине музыкальная плавность были характерны для его стихов: «Вечно шелест легкий слышно: колос клонит...»; «Мы были вместе, помню я... Ночь волновалась, скрипка пела...». Огромное влияние на молодого Блока оказала идеалистическая философия, в частности произведения древнегреческого философа Платона. По признанию Блока, им овладели «острые мистические переживания», «волнение беспокойное и неопределенное». Уход в сверхреальный мир, безусловно, не мог не отразиться на его творчестве: «Опять тревога, опять стремленье, опять готов всей битвы жизни я слушать пенье до новых снов!»

Созвучность музыкальным произведениям подтверждается и самими стихами Блока. Так, например, в своих творениях поэт часто использует слова «музыка», «пение»: «О, сколько музыки у Бога, какие звуки на земле!»; «Мы были вместе, помню я... Ночь волновалась, скрипка пела...»; «Робко, темно и глубоко плакали струны мои. Ветер принес издалека звучные песни твои». Другие словами, можно предположить, что поэт воспринимает окружающий мир в качестве большого музыкального произведения, исполняемого огромным оркестром. Причем каждое живое существо на этой земле неминуемо вносит свою лепту в общее звучание. Если какой-либо звук пропадает или появляется, это накладывает отпечаток на всю мелодию, меняет ее темп, тон, характер: «Скрипки стон неутомимый напевает мне: «Живи...»; «Свирель запела на мосту, и яблони в цвету. И ангел поднял в высоту звезду зеленую одну»; «Чтоб молнией живой расколот был мрак, где не видать ни зги! Ты роешься, подземный крот! Я слышу трудный, хриплый голос...».

Стихи, посвященные реальности, звучат, как торжественная или грозная музыка, несмотря на то, что поэт сочувственно относится к бедственному положению народа: «Он медным голосом зовет согнуть измученные спины внизу собравшийся народ». Действительность и в этом случае больше воспринимается поэтом вихрем определенных звуков, мелодией, чем реальными фактами: «На лицах — желтые круги, шипят пергаментные речи, с трудом шевелятся мозги.» В данном отрывке акцент делается на словах, в состав которых входят шипящие-свистящие звуки, что при прочтении строчек создает некий угрожающий звуковой фон. Блоку была свойственна отчужденность от реальной жизни, и стихи являлись надежной защитой от ударов извне.

Очень мелодична любовная лирика Блока. Поэт создает некий миф о божественной Прекрасной Даме. Здесь хорошо заметно влияние на Блока творчества философа Владимира Соловьева с его «Вечной женственностью». Женщина для поэта не что иное, как существо неземное, таинственное: «И медленно пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна»; «И ты смеешься дивным смехом, змеишься в чаше золотой, и над твоим собольим мехом гуляет ветер голубой». Только Прекрасная Дама, неуловимая и загадочная, способна, по мнению Блока, по праву называться настоящей женщиной: «Ты рванулась движеньем испуганной птицы, ты прошла, словно сон мой, легка... И вздохнули духи, задремали ресницы, зашептались тревожно шелка». Женщина и есть сама музыка: «Смотрю я — руки вскинула, в широкий пляс пошла, цветами всех осыпала и в песне изошла...».

Настоящим поэтико-музыкальным произведением можно назвать поэму Блока «Двенадцать». Это своего рода словесная симфония, посвященная бурному времени. Поэт воспринимал революцию как некую стихию, сметающую все на своем пути, а потому и такую величественную. Блок не столько видел, сколько слышал революцию, он слышал музыку разрушения, возможно, поэтому главные герои — красногвардейцы, вышедшие на штурм старого мира, скорее напоминают анархическую вольницу, нежели организованных солдат. Возвышающим мотивом и, пожалуй, первой скрипкой во всем этом является образ Христа, который стоит не только во главе отряда красногвардейцев, но и во главе всего произведения.

Смерть Блока была очень неожиданной для поклонников его творчества. С момента недомогания, которое внезапно почувствовал поэт, и до его смерти прошло не более трех месяцев, поэтому его скоропостижный уход из этой жизни поразил всех. Поэт прожил короткую и яркую жизнь, оставив воистину бессмертные произведения. И сегодня его поэтический талант находит все новых и новых почитателей.



Беру это сочинение!

Похожие сочинения
Категория: Другое | Добавил: Admin (24 Февраля 2018) | Обновлено | Просмотров: 680 | Теги: музыка, блока, произведениях, Александра, звучащая | Рейтинг: 0.0 /0
Перейти на главную страницу

Сообщить об ошибке!

Понравилось? Оставь отзыв

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Sochineniya.info © 2020
Хостинг от uCoz