«Что делать?» — «из рассказов о новых людях» — такое определение этого произведения дает подзаголовок романа. Чернышевский не был новатором в изображении «новых людей», он явился продолжателем традиции, но он рисует собственный идеал устройства гармонического общества.
Роман по своему содержанию является утопическим: автор верил в победу идеального, оптимист по натуре, он был убежден, что в конце концов человечество придет к большому всеобщему счастью, к прекрасной жизни. Пока еще в мире царит торжество устоев старого мира, но вера в то, что «новые люди» повернут реку жизни в нужное русло и коренным образом изменят ее, наполняет это произведение верой в светлое будущее.
«Новых людей» отличает не насильственное изменение своих взглядов, для строительства будущей жизни от них требуется лишь стремление к счастью. Они противопоставляются старому миру тем, что для них «главный элемент реальности» — труд. Они сами устраивают свою жизнь, подчиняя себе обстоятельства. Главный жизненный принцип, которым они руководствуются, — «теория расчета выгод».
Чернышевский с иронией описывает людей старого мира, их невежество, лживость и лицемерие. Представителями старого мира в романе являются люди дворянского сословия: Сторешников, «действительная статская советница» Анна Петровна, приятели Сторешникова — Жан и Серж, Жюли, содержанка Сержа. В образе жизни этих героев показаны все пороки старого мира, давно отжившего свое. В удушающей атмосфере этого общества они не могли быть иными, все хорошее, что было в человеке, изначально загублено укладом старого мира.
Серж — «от природы человек и не глупый, и очень хороший», но среда сгубила все его лучшие качества, заставив приспособиться под себя. Ярким примером такого подчинения среде может служить и мать Веры Павловны — Марья Алексеевна, сама признающаяся в своих пороках: «стали жить хорошо, все потому, что стала я нечестная и злая». Она осознает неправильность своих поступков и образа жизни, но не в силах что-либо изменить: «где с таким народом хорошие-то порядки завести! Так станем жить по старым». И здесь же Марья Алексеевна провозглашает «золотое правило»: «старый порядок тот, чтобы обирать да обманывать».
Все представители старого мира неукоснительно следуют этому правилу, руководствуясь в своих поступках лишь низменным утолением потребностей за счет окружающих. Примером такого поведения может служить неудачное сватовство Сторешникова к Вере Павловне, побуждаемого к подобному шагу не чувствами, а «раздраженным самолюбием и сладострастием».
Противоположные позиции занимают по отношению к ним представители «нового мира», строители будущей жизни. Автор изображает идеал социалистического общества и ищет пути, по которым люди могут прийти к этому идеалу. Он находит способ разрешения противоречия между общим и личным, что мешает началу новой жизни. Чернышевский «своими руками» и верой в счастье лепит образ «нового» человека.
Все люди — эгоисты, но следуя принципам «не делай другим того, что не желаешь себе» и «возлюби ближнего своего, как самого себя», можно жить, извлекая выгоду для себя и делая добро окружающим. «Личная польза новых людей совпадает с общею пользой», это и является решением противоречия, возникающего на пути к светлому будущему. «Новыми людьми» в романе руководит «теория расчета выгод». Лопухов и Вера Павловна строят свою семейную жизнь, следуя теории «разумного эгоизма», принципам равенства и взаимоуважения, они закладывают те основы, на которых будет создаваться будущая жизнь.
В семейной жизни с Верой Павловной Лопухов не изменяет этим принципам и, понимая несостоятельность своего брака, уходит со сцены. Он осознает, что их брак не может существовать, основываясь на насилии и подчинении, без равноправия и свободы он становится бессмысленным. Герою «самому жить хочется, любить хочется», и он находит решение семейной драмы во благо себе, Вере Павловне и Кирсанову.
«Новые люди» — Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов, Катя Полозова — изображены в романе как обычные люди, желающие для себя счастья. По-иному представлен «особенный человек» Рахметов, приносящий в жертву идеалу все свои желания и потребности и ведущий «самый суровый образ жизни». Рахметов, человек дворянского происхождения, идет вразрез с нормами морали и убеждений своей среды не в силу обстоятельств, а в силу убеждений. Этот альтруист отказывается от личной жизни и всевозможных благ, жертвуя свое состояние на нужды других.
В Рахметове заложен большой потенциал «новых людей», он обладает такими качествами, которые должны развиться и у остальных представителей нового мира. Он мотивирует свой образ жизни одной из своих фраз, которая характеризует человека, стремящегося ко всеобщему счастью и благосостоянию: «Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, мы должны своей жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще...».
Также в романе достаточно широко развита идея женской эмансипации. Чернышевский пересматривает положение женщины в обществе: в новом мире должно быть полное равноправие. Женщина приобретает свободу в любви, браке, всячески укрепляет свои позиции в жизни. Жизнь женщины изображается совершенно противоположной тому положению, которое она занимала прежде.
Вера Павловна организует швейную мастерскую, женщины начинают трудиться, вести определенную общественную жизнь. Новая жизнь помогает молодым девушкам вырваться из замкнутого круга старого уклада: швейная мастерская Веры Павловны дает приют девушкам из публичных домов, Настя Крюкова выкупается из кабалы и поступает на работу. Мастерская — это не только способ решения нравственной проблемы, но и проблемы значимости одного человека в обществе и материального благосостояния каждого.
Идеал социальной жизни, который Чернышевский пытается отразить в своем романе, находит образное выражение в четвертом сне Веры Павловны, где воплощены утопические мечты об обществе будущего.
«Труд без знания бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других. Просвятимся — и обогатимся; будем счастливы — и будем братья и сестры, — это дело пойдет, — поживем, доживем...». Эта «бойкая и смелая» песенка зовет за собой всех строителей всеобщей счастливой жизни, увлекая чем-то далеким и неизведанным русский народ, вечных мучеников, желающих счастья и надеющихся на то, что когда-нибудь оно все же согреет своим теплом их грешные души. Но когда наступит это «когда-нибудь», не знает никто.
Похожие сочинения
|