ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

Поиск
Меню сайта
Форма входа



Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0


Сочинения » Русский язык и литература » Другое Добавить сочинение

Нравственная идея Чингиза Айтматова

Разум человека — это живой сгусток вечности, вобравший в себя тысячелетия истории и эволюции, наше прошлое, настоящее и конструкцию грядущего... Мы есть то, что мы помним и ждем.

Ч. Айтматов

Чингиз Айтматов является одним из самых ярких современных прозаиков. Каждое его произведение — это новый взгляд на проблемы современной действительности, философски освещаемые с точки зрения вечных духовных ценностей, трепетно выращенных народным сознанием на протяжении многих веков истории.

Жизненный путь Чингиза Айтматова позволяет ему в полной мере быть сыном своего народа — писатель знает современную жизнь с самых разных сторон. Писатель получил специальность зоотехника и очень любил свою работу, благодаря которой смог в полной мере познать и полюбить родную природу. И все это — и красота, и труд, и страдание — стало переполнять чуткую душу и изливаться в слово. Духовно познавая первобытный жизненный уклад соотечественников, он внимательно глядит на современную цивилизацию — и наоборот...

Герой Айтматова — укротитель стихий и смыслов, он имеет дело с первоосновами природы и со смыслами человеческого существования: любовь — страсть («Тополек мой в красной косынке»), истина («Прощай, Гульсары!»), справедливость («Ранняя жертва»), жертвенность («Пегий пес, бегущий краем моря», «Плаха»)...

Природу Айтматов принимает поистине поэтически, в высшем смысле этого слова — она неизбывна, прекрасна и вечна, мудрость природы — это Высший разум, следуя которому человек, даже в своем современном сознании, способен достичь гармонии и изначальной справедливости...

Во многих произведениях (пьесе «Восхождение на Фудзияму», написанной совместно с К. Мухамеджановым, романе «Плаха») писатель выходит к самым первоначальным элементам бытия: личность — перед судом совести, человеческое общество и его деятельность перед судом первостихий природы. Герой постепенно выводится к вратам бытия: недаром одним из главных героев его этапного романа «Плаха» является сын священника Авдий Каллистратов, недоучившийся студент духовной семинарии. Веруя в добро и справедливость, он пытается бороться против человеческих пороков, но, столкнувшись с реальным злом, терпит трагическое поражение (пытаясь доказать одичавшим наркоманам пагубное влияние наркотиков на человека, он подвергается осмеянию, а в попытках предупредить жестокий и бессмысленный расстрел диких животных — волков и сайгаков — оказывается распятым убийцами).

Символ, так часто используемый Айтматовым, здесь предельно обострен: в минуту опасности сайгаки и волки бегут вместе, не помышляя о взаимной вражде, тогда как человек выступает олицетворением бессмысленного зла, убивающего себе подобного, причем «подобным» в равной степени выступает и человек, и животное...

Всемирный христианский символ терпения и жертвенности — распятие — выступает призывом к следующим за ним героям: «Не жди! Выходи один воин на поле правды, и, быть может, это зажжет и других верой в свои силы, очистит их от подлости и лжи!».

Жизнь Бостона Уркунчеева — другого героя романа «Плаха» — является еще одной попыткой реализации тех ценностей, которые проповедовал Авдий. Однако предыдущие накопившиеся злодеяния человека против природы неизбежно приводят к нарушению изначальной справедливости. В попытках спасти своего сына, украденного волчицей в отместку за своих убитых щенков, Бостон случайно попадает в него из ружья, и мальчик погибает. Здесь в образе волчицы Акбары, не сумевшей выполнить свое предназначение — оставить потомство (люди на протяжении трех лет истребляли ее щенков), писатель показывает обезумевшую от человеческого произвола мать-природу, слепо сметающую в своей ярости и правых и виноватых, убивающую саму жизнь...

Философским итогом произведений Айтматова является старая, как мир, мысль: для того чтобы жизнь человеческая могла быть прожита достойно, в ней должны присутствовать как основные составляющие сострадание и любовь, честность и бескорыстность, доброта и понимание. Чтобы не попасть «на плаху», в человеке должно присутствовать нравственное начало, освященное постоянным осознанием единства с природой: человечество — лишь малая ее часть, но вне матери-природы человек уже не сможет оставаться самим собой. Отдаление от своих корней ведет к деградации личности. Пустоты необходимо незамедлительно чем-то заполнить, и человек придумывает для себя мнимые развлечения — наркотики, безумные игры в уничтожение себе подобных, и изначальная прозрачность души замутняется варварским эгоизмом, уничтожающим не только душу и жизнь, но и саму возможность жизни для последующих поколений.

Литературное наследие Чингиза Айтматова несет в себе непреходящую идею гуманизма, заботу о сохранении общечеловеческих ценностей, являющихся непременной составляющей всей Человеческой — с большой буквы — жизни.



Беру это сочинение!

Похожие сочинения
Категория: Другое | Добавил: Admin (24 Февраля 2018) | Обновлено | Просмотров: 1560 | Теги: Чингиза, идея, Нравственная, Айтматова | Рейтинг: 0.0 /0
Перейти на главную страницу

Сообщить об ошибке!

Понравилось? Оставь отзыв

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Sochineniya.info © 2020
Хостинг от uCoz