Комедия «Горе от ума» держится особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед». Так о бессмертной грибоедовской комедии писал в своей статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров, и с ним поистине трудно не согласиться.
Свою необыкновенную силу комедия не утратила до сих пор, а ведь прошло уже более полутора веков. В чем же секрет такой удивительной живучести? Художественное совершенство комедии, острый сатирический язык, поразительно яркое изображение быта и нравов, реалистичность образов...
Безусловно, все это так. Но при всех этих достоинствах мы воспринимаем «Горе от ума» не только как памятник художественной литературы. Читая или перечитывая комедию, смотря ее в театре, мы испытываем неподдельный интерес к тому, что случилось в доме Павла Афанасьевича Фамусова в том далеком прошлом.
Казалось бы, что может привлекать человека нашего времени в этой комедии с довольно-таки незамысловатым сюжетом? Может быть, изображение быта и нравов, безвозвратно ушедших в прошлое, или занятная драматическая интрига? Нет, каждый из нас интуитивно чувствует, что ключ к разгадке, которую загадал нам в своей комедии Грибоедов, в чем-то другом.
Уже в самом названии комедии заложен какой-то особый смысл. Горе от ума... Главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий глубоко несчастлив и испытывает «мильон терзаний» по той причине, что он не такой, как все. Чацкий умен, «чувствителен, и весел, и остер». Его речь свежа и остроумна. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен.
Комедия Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема «ума» в грибоедовское время была весьма злободневной и «ум» понимался довольно широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятием «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но «вольнодумном», человеке определенных политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких «умников» сплошь и рядом оборачивалась в глазах обывателей «безумием», «горем от ума».
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов и Загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва «чудаком», «странным человеком», а потом — просто безумцем. «Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?» — уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.
Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно переплетается с основной темой комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драма Чацкого не только не противоречат, но даже дополняют друг друга.
Значит, чтобы быть счастливым и жить в ладу с другими людьми, не нужно быть умным, наоборот, от ума одни только неприятности и горе. Сразу вспоминается мудрая русская пословица: «Дураком на свете легче прожить». Неужели именно это хотел сказать Грибоедов в своей комедии?
Нет, рассказав о печальной судьбе Чацкого, Грибоедов не утратил веры в творческую силу разума. Недаром настоящим источником «ума» в комедии Грибоедова назван народ — «умный» и «бодрый», и именно к нему обращается Чацкий в своей критике фамусовского мира.
Горе от ума... Но без него — горе вдвойне. Ведь век Фамусовых, Молчалиных и Скалозубов не вечен, и когда-нибудь обязательно наступит время Чацких — людей умных, честных и благородных. Именно это, на мой взгляд, и хотел сказать в своей комедии великий писатель.
Похожие сочинения
|