Для русской литературы весьма характерной является традиция выражать в названии произведения его основную мысль. Название произведения выступает в таком случае не только в презентативном качестве, но и настраивает читателя на определенное восприятие авторской мысли.
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» в этом плане не является исключением, поскольку ее название выражает основную идею всего произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян. На самом деле в названии заключается и авторская «подсказка» для читателя, как следует воспринимать философское содержание поэмы. В названии «Мертвые души» сконцентрирован более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы.
Существует мнение, что Гоголь задумал создать «Мертвые души» по аналогии с «Божественной комедией» Данте, состоящей, как известно, из трех частей: «Ада», «Чистилища» и «Рая». Гоголь также задумал написать поэму в трех томах. В первом томе Н. В. Гоголь хотел вывести картину страшной российской действительности, воссоздать «ад» современной жизни, а во втором и третьем томах — показать духовный подъем России.
Название поэмы является символом жизни уездного города N, а уездный город N, в свою очередь, символизирует всю Россию. Н. В. Гоголь хочет показать, что Россия находится в кризисе, что души людей окаменели, умерли. Художественный мир «Мертвых душ» разделяется на две части: мир реальный, где главным действующим лицом является Чичиков и уездный «бомонд», и идеальный мир лирических отступлений, в котором главный герой — сам Н. В. Гоголь.
Большинство героев, выведенных на страницах поэмы, — Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, прокурор, чиновничество — типичные представители реального мира. На протяжении всей поэмы характер их не меняется: например, «Ноздрев в тридцать пять лет был такой же, как в осьмнадцать и двадцать». Автор все время подчеркивает черствость и бездушие своих героев. У Собаке- вича «совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне, не произвело решительно никакого потрясения на поверхности». У всех чиновников в городе точно такие же застывшие души, не способные даже к малейшему развитию. Гоголь, описывая чиновников, не может сдержать злой иронии — это выражается даже в фамилиях и прозвищах, которыми он их наделяет, — Иван Антонович Кувшинное рыло, стряпчий Золотуха, Бегушкин, Трухачевский — они все «даром бременят землю»... Живые люди, но души их выморочены, вместо душ — только одна страсть к стяжательству и приобретательству. Это не кипение жизни, а просто бессмысленная суета.
В реальном мире поэмы «мертвая» душа — это обычное явление. Душа для этих людей — лишь то, что отличает живого человека от мертвого. Так, после смерти прокурора все догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда от него осталось «одно только бездушное тело».
В идеальном же мире существует лишь живая душа автора-повествователя да истинно живые души русского народа. Так в одном из лирических отступлений оживают души крестьян, когда
Чичиков, читая список умерших, воскрешает их в своем воображении. Эти живые души крестьян-богатырей из идеального мира Гоголь противопоставляет реальным живым крестьянам, совершенно глупым и слабым, как, например, дядя Митяй и дядя Миняй.
Однако и в реальном мире «Мертвых душ» есть два героя, у которых душа еще жива, это — Чичиков и Плюшкин. Их образы разительно отличаются от всех остальных. Недаром Гоголь выделяет в структуре поэмы главу с Плюшкиным, располагая ее ровно посередине. Да и структура самой главы иная: глава начинается и заканчивается лирическими отступлениями, чего ни разу не было при описании других помещиков. Этот художественный прием показывает читателю, что данная глава действительно важна.
Не менее значим и событийный ряд этой главы: когда Чичиков приезжал к другим помещикам, желая приобрести у них мертвые души, сделки происходили по одному сценарию: Чичиков смотрел дом, потом покупал крестьян, обедал и уезжал. Но у Плюшкина эта однообразная цепочка покупок прерывается. Гоголь разворачивает перед читателем историю жизни Плюшкина, желая показать, как же так получилось, что он дошел до такого состояния, что душа его почти окаменела.
В истории Плюшкина показана трагедия его жизни. Постепенно, от каждого удара судьбы его душа затвердевала. Но умерла ли его душа до конца? Скорее, нет. Так, при упоминании имени его товарища по лицу Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Описывая внешность Плюшкина, Гоголь упоминает его «живые» глаза. В шестой главе содержится подробное описание сада Плюшкина, заросшего, запущенного, но все-таки живого. Сад — это своеобразная метафора души Плюшкина. Плюшкин — не совсем «мертвая душа», в нем еще осталось что-то живое, душа его не омертвела, не окостенела совсем, и после отъезда Чичикова из всех помещиков только один Плюшкин произносит обличительный монолог.
Вторым героем реального мира, имеющим живую душу, является Чичиков. Имя Чичикова — Павел, а это, если вспомнить, имя апостола, пережившего душевный переворот. Так и Чичиков во втором томе поэмы должен был бы стать духовным «апостолом» и возрождать «мертвые» души людей, наставляя их на путь истинный. И уже в первом томе на это есть намек, поскольку Гоголь вкладывает в уста Чичикова монолог-размышление о «былых богатырях» и тем самым как бы воскрешает этих крестьян к жизни. Исходя из этого можно сказать, что живыми душами оказываются именно те крестьяне, которые в реальном мире маниловых и собакевичей считаются «мертвыми».
Полной противоположностью этого реального мира является идеальный мир «Мертвых душ», который предстает перед читателями в лирических отступлениях и авторских комментариях. В этом идеальном мире нет и не может быть мертвых душ, так как там нет маниловых, собакевичей, прокуроров. Для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала человека. Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Н. В. Гоголь, видевший себя писателем-проповедником, изображает все отрицательные стороны русской действительности и, указывая людям на то, что души их омертвели и погрязли в пороке, тем самым возвращает их к жизни.
Похожие сочинения
|