ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

Поиск
Меню сайта
Форма входа



Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0


Сочинения » Русский язык и литература » 10 класс Добавить сочинение

Жизнь города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза»

I вариант

Драма «Гроза» — этапное произведение А Н. Островского. Дей­ствие происходит в городе Калинове, стоящем на берегу прекрас­ной реки Волги.

Город Калинов обрисован подробно, конкретно и многосто­ронне. Важную роль в драме играет пейзаж, который описывается не только в авторских ремарках, но и в диалогах персонажей. Одни видят его красоту, другие к ней равнодушны. Высокий волжский берег и заречные дали определяют мотив полета, нераз­рывный с Катериной.

Прекрасная природа, картины ночного гулянья молодежи, пес­ни звучащие в III действии — все это поэзия города Калинова. Но в жизни города есть и безотрадная проза: повседневная жестокость жителей друг к другу, неизбежная нищета и бесправие большинства горожан.

От действия к действию усиливается ощущение затерянности Салинова. Жизнь этого города совершенно замкнута и неизмен­на. Жители не видят нового и знать не хотят о других землях и странах. И о своем прошлом они сохранили лишь темные, ли­шенные связи и смысла предания (вроде предания о Литве, ко­торая «к нам с неба упала»). Жизнь в Калинове замирает, исся­кает, о прошлом забыто, «руки есть, а работать нечего». Новости из большого мира жителям этого города приносит странница Феклуша, и они доверчиво выслушивают рассказы о странах, где люди с песьими головами «за неверность», о железной дороге, где для скорости «огненного змия стали запрягать».

Среди действующих лиц пьесы нет никого, кто не принадле­жал бы к миру этого города. Бойкие и кроткие, властные и угне­тенные, купцы и конторщики — все они вращаются в этом замк­нутом патриархальном мире. Не только темные калиновские обы­ватели, но и Кулигин, который, на первый взгляд, является но­сителем прогрессивных воззрений, — плоть от плоти этого мира. Он — механик-самоучка, но все его технические идеи — явный анахронизм для 30-х годов XIX века, к которым отнесено дей­ствие «Грозы». Солнечные часы, о которых он мечтает, пришли из древности, «перпетуум мобиле» — типичная средневековая идея, несбыточность которой не вызывала сомнений в XIX веке. Кули­гин — мечтатель и поэт, но пишет он «по-старинному», как Ло­моносов и Державин. Добрый и деликатный, мечтающий изме­нить жизнь калиновских бедняков, получивший награду за от­крытие вечного двигателя, он представляется своим землякам чем- то вроде городского юродивого.

Лишь один человек не принадлежит к жителям этого города по Рождению и воспитанию — Борис. Он чувствует себя чужим, он не привык к здешним обычаям, но признает над собой власть законов этого города. Именно поэтому ведет себя так, как будто бы матери­ально зависит от Дикого или обязан ему подчиняться как старшему в семье.

Город Калинов — не просто место действия драмы. Это символ патриархально-купеческого быта с его поэзией и жестокостью. Это символ всей России.

II вариант

A. H. Островский вошел в историю русского искусства как со­здатель реалистического «народного театра», творец богатого и раз­нообразного мира художественных типов. Одним из его выдающих­ся произведений является драма «Гроза». Н. Крутикова в статье «Творец народного театра» пишет, что «Гроза» представляется «спе­цифически национальной, имеющей лишь местное, этнографичес­кое значение», а затем сразу же уточняет, что «в рамках старинного купеческого быта, в пределах одной семьи Островский поднимал коренные социальные проблемы, создавал образы мирового значе­ния».

Действие драмы происходит на берегах многоводной, широкой русской реки Волги, которая является символом русской души. Здесь, как говорит Кулигин, «вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». На этом фоне особенно четко прорисовывается образ темного, лживого купеческого города, где «честным трудом никог­да не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, су­дарь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Властителями города, законодателями, исполнителями и су­дьями одновременно в нем являются ограниченная, сварливая Кабаниха и разнузданный самодур Дикой. Они являются основ­ной силой темного царства. Первая известна своим деспотичным характером, в основе которого лежит догма подчинения всех дей­ствий уставу, причем уставу не писаному, а закостеневшему в ее темной голове: все должно делаться «как положено» («Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя»). Второй — беспричинный хам и воин на «войне с бабами», мелочный, подлый и скупой старик, руководствующий­ся принципом «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»

В среде невежественных и лицемерных богачей города, кото­рые запираются в своих домах не от воров и не из-за благочестия, а «чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом и семью тиранят», истинным сокровищем являются молодые люди: Катерина, Варвара, Кудряш, пытающиеся бороться с темнотой и скукой Калинова. Особняком стоит уже не молодой умный часов­щик-самоучка Кулигин, который не только отчетливо видит жизнь, которой живет этот город, но и старается как-то реально помочь жителям: уговаривает Дикого пожертвовать деньги на стро­ительство часов и громоотвода, к тому же бесплатно и самоотвер­женно предлагает свой труд.

Думается, такие энергичные, умные, смелые люди должны вы­играть в борьбе с деспотизмом, ханжеством, лицемерием и низос­тью «отцов города».



Беру это сочинение!

Похожие сочинения
Категория: 10 класс | Добавил: Admin (09 Октября 2011) | Обновлено | Просмотров: 6393 | Теги: Феклуша, Катерина, гроза, Кулигин, Калинов, Кабаниха, Островского | Рейтинг: 5.0 /1
Перейти на главную страницу

Сообщить об ошибке!

Понравилось? Оставь отзыв

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Sochineniya.info © 2018
Хостинг от uCoz