ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

Поиск
Меню сайта
Форма входа



Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0


Сочинения » История Украины (на русском) Добавить сочинение

Древнерусское государство в контексте мировой истории (IX-XII вв.)

Древнерусского государства в контексте мировой истории (IX-XII вв.) 

ПЛАН 

Следует отметить, что письменные источники, и в том числе «Повесть временных лет» летописца Нестора, свидетельствуют первые шаги восточнославянской государственности с VI в. Важным этапом в развитии Древнерусского государства были УШ-IX вв. Именно в это время, по Нестору, в Среднем Поднепровье сложилось государственное объединение Русская земля, в состав которого вошли поляне, древляне, северяне. Что касается названия Руси, то ее происхождение окончательно еще не выяснено, хотя разные исследователи предприняли попытку выводить ее то с финского языка («гиогзи» - финское название шведов), то с давньошведського слова («гоаг» тресты), то эт ' связывали с названиями рек Рось и Руса в Центральной Украине. Другая гипотеза предполагает возможность существования связи между этим словом и названием кочевого племени роксоланов. Поскольку эти теории имеют серьезные недостатки, одна из них не получила всеобщей поддержки. Что касается самого слова «Русь», то как оказывается, им сначала называли варягов, потом земли полян в Центральной Украине, а затем ту политическую единство, стала называться Киевской Русью. 
Существует несколько точек зрения на возникновение восточнославянского государства. Опираясь на летописное упоминание (XII в.) О призвание новгородцами «варягов» Рюрика с женой, ряд немецких ученых, в частности З.Байер, Г.Миллер, А.Шльоцер, которые в XVIII ст. служили в России, развернули так называемой норманнской теории. В ней доказывалось, что Киевскую Русь основали варяги германо-скандинавская народность, известная на западе как викинги, или норманны. Подчеркивание важности германских влияний и намеки на неспособность славян создать собственное государство вызвали возмущение знаменитого русского ученого XVIII в. Михаила Ломоносова, который написал гневный ответ немцам, доказывая первоочередную роль славян в создании Киевской Руси. Утверждение Ломоносова получили название антинорманськои концепции (или теории естественно-исторического процесса возникновения классов и государства у восточных славян) и положили начало спорам, которые продолжаются и сегодня. 
Антинорманських взглядов держались также такие ведущие украинские ученые, как М. Грушевский и Костомаров. В 30-х годов XX века. советские ученые 
начали контрнаступление, объявив норманнскую теорию вредной, поскольку в ней отрицается способность славянских народов создать независимое государство. Как свидетельствуют исторические факты, восточные славяне задолго до «призвания варягов» достигли высокого уровня культурного развития, создали ряд государственных объединений. Заслуга варягов была в том, что они оживили государственный организм и искал нового творчества. 
С середины IX в. летописи начинают последовательное династический изложение истории Киевской Руси. От 862 г. киевскими князьями в "Повести временных лет» упомянуты Аскольд и Дир, которые были боярами Рюрика. Эта версия, до сих пор распространена в иностранной литературе, была убедительно опровергнута О.О.Шахматов, который считал Аскольда и Дира потомками Кия, последними представителями местной киевской династии. Территория Киевского княжества Аскольда была небольшой оно охватывало земли вокруг Киева, главным образом племенного княжения полян. Это княжество стало этнокультурным, политическим и социальным центром, вокруг которого в конце IX в. начала расти Древнерусское государство. 
На протяжении XIX - I пол. XX в. дискуссии последователей скандинавской и автохтонной концепций происхождения потеряли патриотический подтекст, переместившись в сугубо научную плоскость. Специалисты объективно подходят к оценке роли "варяжского фактора" в политической жизни Восточной Европы и считают, что государство у восточных славян возникла благодаря сочетанию многих элементов, как славянских, так и неславянских. Они являются сторонниками так называемой компромиссной или полиэтнической теории. 
В последние годы появилось еще одна гипотеза, автором которой является О.Прицак (США, Гарвард), которая выводит истоки Киевского государства с Хазарского каганата. Эта теория не имеет серьезного научного обоснования. 
Решающий шаг на пути становления восточнославянской государственности было сделано в конце IX в. Первым из известных нам древнерусских князей был Олег. По летописному преданию, Олег сначала был князем в Новгороде, а затем в 882 г., спустившись вниз по Днепру до Киева, где княжили Аскольд и Дир, убил их и завладел городом. Таким образом, в 882 г. на Киевском столе произошла смена династий. Русская Север была объединена с русским Югом. Олег объявил Киев стольным градом новообразованного государства: «Да будет Киев матерью градам русским». Во времена княжения Олега (882-912 гг) Киевское государство объединило значительную часть восточнославянских племен или племенных союзов - ильменских словен, кривичей, полян, древлян, а также северян и радимичей, освобожденных из-под ига хазар, и финско -угорские племена чудь и мерю. 
Первым важным мероприятием Олега в международной политике стала попытка защитить ты свое государство от нападений соседей, в том числе норманнов. Этой цели, наверное, подчинялась ежегодная дань, уплачиваемая Русью скандинавам и уграм. В то время Русь получала дань с Византии. В 907 и 911 гг русские дружины под руководством Олега совершали успешные походы на Византию, в результате которых Русь добилась новых выгодных для себя мирных договоров. Княжением Олега начался процесс образования Киевской Руси, 
был результатом длительной политической, экономической, культурной консолидации восточных славян. 
Строительство государства было продолжено за преемника Олега - Игоря, он окончательно присоединил к государству княжение уличей, тиверцев (между Днестром и Дунаем) и древлян. Киевский князь распространил свою власть на восточный Крым и Тамань, где были созданы Тмутараканское княжество. Продолжая борьбу против угрозы господства Византии в Причерноморье, Игорь дважды совершал против нее морские походы, которые не были такими удачными, как предыдущие. В годы господства Игоря на Русь впервые напали печенеги. В 915 г. князь заключил с ними мир и печенеги откочевали к Дунаю, но уже в 930 г. Игорю пришлось воевать с ними. В 943 г. был совершен поход на побережье Каспия. Русские воины овладели тогда богатыми городами Дербент и Берда. 
Постоянные военные походы истощали экономику Руси. Обогащая верхушку дружины, они тяжелым бременем ложились на плечи простого народа. Особенно жестоким был сбор полюдья, что в X в. шло непосредственно на содержание жены. К тому же князь и его воеводы собирали с подчиненных племен ничем не нормированный дань. Все это вызвало возмущение и сопротивление на местах. Внеочередной визит Игоря к древлянам за данью 945 г. закончился для князя трагически - восставшие данники убили его. 
После смерти Игоря власть взяла его жена Ольга (945-964 гг.) Чтобы предотвратить новые народным выступлениям, она упорядочила нормы феодальных новинностей «уроки», четко установила земли, из которых через некоторое время было собирать указанную количество дани, установила города сбора «погосты». Это была своеобразная налоговая реформа. 
Во внешних отношениях он предпочитает дипломатии перед войной. Ольга идет в Константинополь не с флотом и сухопутных войсками, а во главе мирного посольства. Русскую княгиню торжественно принял византийский император Константин Багрянородный. Было заключено союзное русско-византийскую соглашение. Ольгу был окрещен патриархом и императором в главном храме Византийской империи - Софийском соборе. Принятие Ольгой христианства способствовало росту международного авторитета Руси. Активный характер имели отношения Древнерусского государства с Германией, с которой Ольга в 959 и 961 гг обменивалась посольствами. 
В 964 г. сын Ольги Святослав вступил в свои великокняжеские права. Время его правления (964-972 гг) прошел в непрерывных войнах. Он вернул в состав Киевской Руси племенное княжество вятичей, которое попало под власть хазар. Завоевание вятичей распространило власть Киева на всех восточных славян, а также открыло для славянской колонизации северо-восточные земли. После этого он громит Волжскую Булгарию, наносит поражение Хазарском каганата и стирает с лица земли его столицу Итиль на Волге. Тогда он отправляется на завоевание Северного Кавказа. 
Эти походы имели далеко идущие последствия. Разгромив хазар, Киев устранил своего соперника в гегемонии в Евразии и поставил под контроль Руси великий торгивельний путь по Волге. Однако был в упадке хазар и 
негативный аспект: вместе с ними исчез тот буфер, который не давал кочевникам с востока, таким, как печенеги, проникать в украинские степи. 
Во второй половине своего княжения Святослав полностью сосредоточивает внимание на Балканах. В 968 г. он соглашается помогать Византии в войне с могучим Болгарским царством. В битве под Доростолом болгары потерпели поражение, Святослав получил пандунайского города и сделал Персяславець своей резиденцией, намереваясь перенести сюда столицу Руси. Однако в 969 г., узнав об осаде Киева печенегами, Святослав вернулся на Русь. Он посадил на киевском столе старшего сына Ярополка, в древлянской земле Олега, в Новгороде Владимира. Таким образом было положено начало государственной реформе, в результате которого Киевская Русь вскоре станет владением одной княжеской династии. В 972 г. в битве с печенегами у днепровских порогов Святослав погиб. 
После смерти Святослава между его сыновьями вспыхнула длительная борьба за великокняжеский престол. Победителем вышел Владимир княжения которого (980-1015 гг) было временем подъема Руси как целостного государства. Вся деятельность Владимира была направлена ​​на укрепление внутреннего и внешнего положения страны. В течение 981-993 гг он совершил походы на ятвягов, вятичей, хорватов. Тогда же были объединены с Русью Перемышль и Червенские города (свыше Западным Бугом), которыми пытались завладеть польские князья. Таким образом, в конце X начале XI в. было завершено объединение всех восточнославянских земель. 
Около 988 г. Владимир провел административную реформу. В каждом княжестве он посадил своих сыновей или посадников. Вождей племенных княжеств заменили в разных частях государства и таким образом навсегда была сломана сепаратизм племенной верхушки. Кроме административной, Владимир провел и судебную реформу. Был разработан «Устав земляной» - закон, который регулировал правовые отношения в обществе. Таким образом, родоплеменное общество стало перерастать в раннефеодальное. 
Киевская Русь, которая возникла и более ста лет существовала как языческая держава, с течением времени стала нуждаться религиозно-идеологического подкрепления государственности и власти князей. Первая попытка была проведена около 980 г. по приказу князя Владимира. Раздробленный верховными жрецами Руси пантеон шести богов (Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, и Мокошь) во главе с Перуном, утверждал великокняжескую власть, ставя на первое место Перуна, перед которым клялись, положив мечи, щиты и золото. Льет убедившись, что язычество больше не соответствует уровню развития Киевской Руси, Владимир решительно порвал с ним. В системе мер, направленных на укрепление Киевской Руси, место занимала религиозная реформа. 
В 988 г. на Руси было официально введено христианство в его византийско-православном варианте. Владимир, как выдающийся политик, сумел оценить политическое значение принятия христианства для своей государственной системы. Новая религия должна была стать опорой княжеской власти и соединить все народы государства единой идеологией и культурой. Анализ источников убеждает, 
что введение христианства на Руси не следует рассматривать как одноактную событие, связанное только с Владимиром. Это был длительный и сложный процесс, начавшийся задолго до княжения Владимира и происходило после него. Первые упоминания (письменные и археологические) свидетельствуют о знакомстве славян с христианской религией еще в антское эпоху. Известно также о Аскольдово крещение, княгиня Ольга была христианкой. В Кисва была крепкая христианская иромада - все это повлияло на выбор Владимира. Крещение Владимира состоялось в Херсонесе, после чего состоялось крещение киевлян и всея Руси. Этим актом Русь окончательно признала свое место в Европе. Значительно расширились его экономические и культурные связи со многими европейскими странами и в первую очередь с Византией. Принятие христианства имело позитивные последствия для внутренней жизни страны. Поскольку учение византийской державы поддерживали монаршее право на власть, киевские князья видели в ней ту идеологическую опору, которой раньше не было. Христианство заметно повлияло на мораль раннефеодального общества Древнерусского государства. Церковь осуждала обычаи родовой мести, рабства, многоженство и т.д.. Вместе с тем, введение христианства оказало большое вылил на развитие культуры Киевской Руси. Со времен «крещения Руси» в ней распространились письменность, книжность. В Киеве и других городах начали устраивать школы и книгописные мастерской. Христианизация влияние на развитие строительства, архитектуры, живописи. Началось строительство православных храмов. Первый каменный храм построил в Киеве Владимир. Его назвали Десятинным, поскольку на его содержание (вместе со всей церковной организацией Киевского государства) князь отдавал десятую часть своих доходов. 
Вместе с тем, христианство внедрялось жесткими методами, люди неохотно отказывались от веры отцов и процесс христианизации продолжался несколько столетий. 
Перестроена за Владимира Древнерусское государство, в конце его жизни оказалась не такой уж сплоченной, а его власть совсем не безграничной. После смерти Владимира в 1015 г. между его сыновьями разгорелась борьба за великокняжеский престол, которая длилась почти двадцать лет. 
Победу в ней одержал Ярослав Мудрый. Период его княжения (1019 - 1054 гг) сказался новым подъемом Киевской Руси и ее столицы. Он приложил много усилий для восстановления централизованного государства. Одновременно с масштабной перестройкой Киева Ярослав совершал энергичные меры по укреплению южных границ Руси. Была возведена новая оборонительная линия вдоль Роси, где возникли города Юрив, Корсунь, Трсполь. Как и его отец, Ярослав продолжал расширять границы своих и без того огромных владений: он отвоевал земли на западе, захваченные поляками в период внутренней смуты, покорил новые прибалтийские племена и наконец разгромил печенегов. Вследствие этих завоеваний владения Ярослава протянулись от Балтийского до Черного моря и от р.Оки до Карпатских гор. 
Одним из важных направлений государственной деятельности Ярослава Мудрого, направленного на укрепление централизующего значение Киева, была православная церковь. Он хорошо понимал ее место в структуре феодальной 
государства и ие жалел средств на ее развитие. При Ярославе церковные привилегии были расширены. Во всех местных центрах началось строительство православных храмов и основания монастырей. Самый значительный из них был Киево-Печерский, сгавший не только центром православия, но и культуры и образования. Ярослав сделал попытку избавиться от зависимости от Византии в церковных делах и поставил в 1051 г. русича Илариона на киевскую митрополичью кафедру. 
Во внешней политике Ярослав больше полагался на дипломатию, чем на оружие. Киевская Русь имела живые дипломатические отношения с Германской империей, обе стороны неоднократно обменивались посольствами, в то время было заключено несколько супруги с немецкими княжескими родами. Очень живые были связи со Скандинавией. Ярослав имел жену дочь шведского короля Олафа, Ингигерду. Дочь Ярослава - Анна была женщиной французского короля Генриха II. Другая дочка Ярослава - Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового, а еще одна Анастасия обручилась с венгерским королем Андреем И. Эти династические отношения ввели Киевское государство в русло европейской политики и сделали Киев одним из международных центров, в котором пересекались различные культурные течения. 
Во времена княжения Ярослава завершилось строительство Древнерусского государства. Было окончательно сломано местный сепаратизм, стабилизировалась государственная территория и границы, усовершенствовался государственный аппарат. За Ярослава Киевская Русь достигла зенита своего развития и могущества, став в ряд с главными странами средневекового мира: Византией и Германской империей. 
Древнерусское государство возникло в дофеодальный период и собственность на землю долгое время возгордился коллективной. Земля принадлежала господствующему классу в целом - князю с женой, боярам, ​​которые в большинстве своем входили в состав дружины. В первый период - (IX-Х вв.) Большинство непосредственных производителей оставались свободными крестьянами общинниками-смердами. В раннефеодальной период среди источников обогащения князей и бояр значительное место занимал сбор дани. Так, Олег и его преемники на киевском столе заботились прежде сбором дани с подвластных племен. Княгиня Ольга определяла размер дани с зависимого населения, устанавливая «уставы и уроки, погосты и дани». Дань обычно платили натурой, прежде мехом, медом, воском. Дань собиралась двумя способами: либо нидвласни племена привозили ее в Киев, или князья с дружиной сами ездили за нею. Первый способ назывался повозом, а второй - полюдье. На крестьян-общинников дань накладывалась на «дым», «соха», «плуг», т.е. на хозяйство. Кроме того, крестьяне выполняли различные повинности: ремонтировали и строили дороги, мосты, замки, укрепления. 
Если в раннефеодальной период среди источников обогащения князей и бояр большое место занимало сбора дани, то со временем основным источником становятся доходы от собственного феодального хозяйства. Начинает расти крупное землевладение княжеское, боярское, церковное. Ольга имела свои села - Ольжичи, Будутине, город Вишегородськ. Владимир - село Берестовое и град 

Белгород. Росло и землевладение бояр. Ими в первую очередь становились княжеские дружинники, которые за свою службу получали земли и стали оседать на них. Церкви и монастыри также быстро становились крупными землевладельцами. Индивидуальная земельная собственность зародилась в Киевской Руси лишь во II пол. XI в. «Русская Правда», составленная при Ярославе Мудром около 1037 р "еще не знает такого способа собственности, а« Правда Ярославичей »1072 уже свидетельствует о наличии личного землевладения, но пока княжеского. В летописях первые известия о княжеское землевладение датируются концом XI, а боярское - начинается с XII в. Таким образом, с развитием землевладения рос численно и класс феодалов, который состоял из князей, бояр и церковной верхушки. 
Основной категорией населения, занятого в хозяйстве феодалов, были смерды. Они имели собственное хозяйство, но определенное время должны были работать и на феодала. Другой категорией подневольного населения была дворовая челядь, или холопы, которые находились в полной зависимости от своего хозяина. Близким к холопского было положение рядовичей и закупов бывших смердов, которые вследствие усиления эксплуатации теряли собственное хозяйство и шли в кабалу к феодалу. Они работали по договору «рядом» (отсюда рядовичи), или отрабатывали одолженные деньги "кучу" (отсюда закупки). 
Киевская Русь была крупнейшим политическим формацией средневековой Европы, имея по разным подсчетам от 3 до 12 млн. населения и огромную территорию, занимавшая 300 тыс. км2. На протяжении IX-Х1ИИ ст. власть переживала сложную трансформацию. Государство возникло в дофеодальную сутки. В настоящее время сложилась дружинная форма государственности. Древнерусские обладатели Олег, Игорь, Ольга, Святослав были типичными дружинными князьями. На базе жены был создан примитивный аппарат управления и сбора дани. 
В эпоху подъема Киевской Руси формируется раннесредневековая государство в форме монархии. Во главе государства стоял великий киевский князь, который был главой государства и верховным собственником всей территории. Он сосредоточивал в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной, административно-судебной и военной власти. Власть киевского князя была наследственной. Под его рукой были «светлые князья и крупные бояре», которые владели отдельными княжествами и городами. Сначала это были племенные князья, а в конце X в., В результате проведенной Владимиром реформы, стали назначаться великим киевским князем представители великокняжеского рода. Князья и крупные бояре за свою службу пользовались долей дани, которая собиралась с гиидвласнои им территории. Со временем они стали получать земли и превращались в феодалов-землевладельцев. В зависимости от них находились мелкие феодалы (бояре, дружинники), власть которых распространялась на небольшие города и села. Управление небольшими городами осуществляли также наместники великого князя - тысяцкие и посадники. Великий киевский князь для принятия важных государственных решений созвал совет из князей и бояр боярскую думу. Позже место в Думе получила верхушка священнослужителей. Решение думы не были обязательными для князя. 

Ближайшее окружение, с помощью которого великий киевский князь 
аВ государством, была личная дружина, состоящая из старшей (бояре, к. '. ") и младшей (отроки, дети боярские). В случае общей опасности собиралось народное ополчение «вой», куда входили смерды и горожане. 
В период феодальной раздробленности единоличная монархия перерастает в, еЛЕративну монархию, когда судьбу Руси решал не великий князь, а группа влиятельных князей. Создается дуумвират (Всеволод и Владимир), триумвират Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), что искали компромиссных решений на княжеских съездах ("снемах"). Эту форму правления историки называют "коллективным сюзеренитетом". 
Ведущее место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Для обработки почвы и выращивания урожая использовались совершенные для того времени орудия труда: плуг, соха, соха, борона, заступ, мотыга, серп, коса. Культивировались рожь, пшеница, просо, ячмень, овес, горох. Наличие прекрасных пастбищ и сенокосов позволяли удерживать в феодальных хозяйствах большое количество скота. 
Важную роль в хозяйственном развитии Киевской Руси играло развито ремесленное производство. Так, в Киеве существовало от 40 до 60 различных ремесел, важнейшими из, них были: ковка, теслярство, гончарство и другие. Ассортимент изделий из железа насчитывал 150 названий, а древнерусские кузнецы освоили все известные тогда приемы обработки: ковка, сварка, гатування и инкрустация цветными металлами. Кузнецы изготовляли различные орудия труда, оружие и предметы быта - серпы, топоры, стрелы, щиты, шлемы, кольчуги, замки, ключи и прочее. Распространенными видами ремесла были гончарное, плотницгво, обработка кожи, изготовление тканей из льна и шерсти, производство стекла, обработка камня и др.. 
Высокого уровня развития достигло строительное дело. Для строительства производили кирпича (плинфы), декоративные глазурованные плиты, а также использовали дерево, гранит, мрамор, шифер. Ремесло развивалось, как в структуре хозяйства феодалов, удовлетворяя их потребности в соответствующих орудиях и предметах, так и на свободной городской основе, то есть ремесленники производили различные вещи на заказ, на рынок. Вспомогательными отраслями хозяйства стали промыслы - пчеловодство, охота, рыболовство. 
В целом хозяйство Киевской Руси имело натуральный характер, однако развитие ремесла, усиление общественного разделения труда способствовали расширению обмена, торговли. Внутренняя торговля преимущественно сосредоточена на местных рынках, которые связывали экономически отдельные районы. Такой характер хозяйственных связей был присущ вообще Енос феодализма. 
Широко развивалась на Руси внешняя торговля. Крупнейшими торговыми коммуникациями были пути «греческий», который связывал Русь с балтийскими и черноморскими рынками, «соляной» и «Залозный», которые вели в страны Центральной Европы и на Кавказ. Вывозили на международные рынки меха, мед, воск, лен, льняные ткани, изделия из серебра и железа и др.. Завозили главным образом для удовлетворения потребностей феодалов предметы роскоши 
(Шелковые ткани, парчу, сукно, бархат, пряности и др.)., Оружие, медь, ювелирные изделия. 
Торговля вызвала к жизни денежное обращение. Еще до возникновения государства роль ирошей выполняли животные, а затем "куна" (мех куницы). На раннем этапе (восьмого-Х вв.) На Руси обращались арабские дирхемы, византийские полисмы и милиаресии, западноевропейские динары. За Владимира Великого и Ярослава Мудрого Русь чеканила собственные деньги: сребреники и плательщики. С XI в. при расчетах в крупных торговых операциях использовались серебряные слитки гривны. 
Ярким свидетельством высокого уровня экономического развития Киевской Руси стал своеобразный процесс урбанизации. Прогомисга у восточных славян возникали еще в VI-УШ вв. Самый известный город град Кия, который возник еще в V веке. В XI-И трети XIII в. в нем насчитывалось около 50 тыс. жителей. По средневековым меркам - это большое количество горожан. В древнерусских Чернигове и Галиче проживало но 25 тыс. горожан. Летописи сообщают, что в IX-Х вв. существовало более 20 городов, в XI в. упоминается еще 32 города Накануне монгольского нашествия на Руси насчитывалось свыше 300 "градов", из которых почти 100 были настоящими городами. В городах сосредоточено социально-экономическое, политическое и культурное жизни. 
Высокого уровня развития во времена Киевской Руси достигла самобытная культура, которая сложилась на местной восточнославянской основе. Животворным источником и основой духовной культуры Руси было устное народное творчество, которое возникло в глубине веков. В древнерусском фольклоре былинах, жен песнях, преданиях, легендах, сказках находим отражение мировоззрения людей, размышления о прошлом и настоящем своего народа, исторические события. Одним из древнейших фольклорных жанров е народные предания. Ярким образцом родового перевода история о Кия, Щека, Хорива и сестру их Лыбедь и основание ими Киева. До нас дошли также обрядовые и праздничные песни, колядки, магические призвания, пословицы и т.д.. Замечательными памятниками древнерусской творчества являются былины Киевского, или Владимирского цикла: сюжеты и образы этих былин связано со стольным градом Киевом, его защитниками Ильей Муромцем, Добрыня Никитич. 
Большое значение для развития древнерусской культуры было появление письменности, которая возникла на Руси не позднее, чем в IX в., Т.е. еще до введения христианства. Уже в I пол. X в. Русь подписывала соглашения с Византией (911 г., 944 г.). Появление и развитие письменности способствовали просвещения на Руси. Уже во времена Владимира Великого и Ярослава Мудрого были основаны школы для обучения княжеских и боярских детей, а также для детей старост и священников. Школы открывались при монастырях и церквах, здесь создавались и библиотеки. Первая из них была основана при Софийском соборе в 1037 г., книги здесь не только сохранялись, а переводились с иностранных языков и переписывались. 
В Киевской Руси развивалась и оригинальная литература. Одним из известных писателей XI в. был митрополит Иларион. В своем произведении "Слово о законе и благодати" Иларион прославляет деятельность князя Владимира за то, что он сделал Русь известной во всех концах земли. Князь Владимир Мономах "" "Поучении детям" учит их правилам морали, выступает против междоусобная войн, 8 мешает идею единства Руси. Также появляются летописи - своеобразные хроники событий, как "складывались по времени. Наиболее известный летопись" Повесть оемьяних лет "была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в нач. XII в. Вершиной древнерусской литературы стал гвир Слово о полку Игореве ". Первой древнерусской энциклопедией стал Изборник" митрополита Иллариона (1073 г.) 
Высокого уровня развития во времена древнерусского государства достигла архитектура и различные области искусства. К древнейших памятников архитектуры принадлежит Десятинная церковь в Киеве, построенными князем Владимиром в 989 - 996 гг Церковь была разрушена в 1240 г. во время монголо-татарского нашествия, в 1036 г. был создан Спасо-Преображенский собор в Чернигове Во времена Ярослава Мудрого в Киеве построен Софийский собор (заложен в 1037 г.) и недалеко от него - церковь Ирины и Георгия, а также великокняжеские палаты. В 1051 г. основан Киево-Печерский монастырь. Во времена Ярослава верхняя часть Киева была обнесена валом с тремя воротами, главные из них получили название Золотых ворот. Развивается живопись: фрески-рисунки на стенах расписаны минеральными красками, мозаики-изображения, выполненные из кусочков цветного стекла; иконопись изображения ликов святых. Были распространены книжные миниатюры. 

Великая держава средневековья Киевская Русь не была, между тем, монолитом ни в этническом плане, ни по форме организации власти, осуществляемой из Киева. Признаки политического раздробления Киевской Руси были заметны уже после смерти Ярослава в 1054 г. Еще при жизни разделил государство между своими сыновьями. В Киевской Руси с 1054 г. установилась неизвестная ранее форма правления, которую историки назвали триумвират Ярославичей. Все Государственные дела принимать решали вместе: издавали законы ("Правда Ярославичей"), ходили в походы на кочевников (торков и половцев), т.. Льет основном триумвиры заботились об увеличении собственных владений. После неудачной для Руси битвы с половцами на реке Альте гриумвират распался. Так закончился почти 20-летний триумвират Ярославичей. 
Перед угрозой со стороны половцев князья делают попытки уладить дела миром и прекратить усобицы, для чего созывают княжеские съезды. Первым из таких был съезд 1097 г. в Любече. Там был признан принцип, по которому каждый князь должен обладать своей вотчиной, т.е. землей, выделенной ему отцом, и не посягать на земли других князей («каждый да держит отчину свою»). Это узаконило раздробление Древнерусского государства на отдельные наследственные княжества. 

Владимир Мономах (1113-1125 гг) и его сын Мстислав (1125 - 1132 гг) на время восстановили и укрепили великокняжескую власть, но прекратить раздробления Киевской Руси не смогли. 
Раздробленность, охватившей Русь в XII-XIII в., Получила название феодальной, поскольку в ее фундаменте была эволюция феодализма. Раздробление Киевской Руси было обусловлено закономерностью социально-экономического процесса: дальнейшим развитием производительных сил (прежде всего в городах), ростом феодальной собственности, усилением местной землевладельческой знати, экономическим и политическим укреплением и обособлением отдельных княжеств, которые стремились выйти из-под власти великого князя киевского. В условиях роста антифеодального протеста крестьянства феодалы укрепляли государственный аппарат на местах. 
Феодальная эксплуатация вызывала обострение классовой борьбы, которая много раз перерастала в открытые восстания крестьян и «городских черных людей». В летописях сохранились свидетельства о антифеодальные движения этого периода в Киевской, Галицкой, Владимиро-Суздальской, Новгородской и других древнерусских землях. Ожесточенная междоусобная борьба князей за земли и города, в том числе и за Киев, сопровождавшиеся грабежом народных масс, усиливало недовольство среди населения. 
В течение 30-50-х годов XII в. от Кигва отделились все значительные феодальные княжества. Обособление этих княжеств, издавна платили дань Киеву, привело к упадку его прежней экономической и политической мощи, хотя он и оставался одним из самых богатых городов и хранил славу о прошедшей превосходство. 
На экономическом положении Киева и киевской земли пагубно сказались также разрушительные княжеские усобицы и нападения половцев. Используя феодальные междоусобицы на Руси, половцы усилили натиск на русские земли и особенно в Приднепровье. С 1061 года по 1210 гг они совершили 46 набегов на русские земли, из них наибольшее количество пришлось на Переяславщину и Киевщину. Негативное влияние оказало также перемещение европейских торговых путей, чему очень способствовали крестовые походы. После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г. киевско-византийская торговля была окончательно подорвана. С этого времени старинный торговый путь «из варяг в греки», который и без того страдал от частых набегов половцев на Приднепровье, совсем обветшал. 
Во второй половине XII в. Киев окончательно утратил свое значение столицы Руси. Киевское государство распалось на ряд крупных самостоятельных феодальных земель-княжеств, важнейшими из которых были: Киевская, Чернигово-Северская, Переяславская, Галицкая, Владимир-Волынский, Полоцк, Турово-Пинская, Ростово-Суздальская, Новгородская, Смоленская. В каждой из этих земель был свой политический центр крупнейший город, которым владел старший князь земли, титуловался, как и киевский, «великий». 
Каждая русская земля имела свои особенности политической устройства. Так, в результате длительной борьбы местного боярства против князей в Новгороде и Пскове, образовались боярские республики, в других землях (в частности в 

лод "миро-Суздальской) победила крепкая княжеская власть, а в Галицко-иинський большое влияние на политическую и социально-экономическую жизнь произвело боярство, хотя в отдельные периоды здесь укреплялась власть князя. В середине - уи й половине XII в. в государственных рамках Древней Руси выделилось полтора хесятка княжеств и земель, которые вскоре стали объединяться в группы. ЦС исторически объективно закладывало основы формирования территории трех восточнославянских народностей. 
В Северо-Восточной Руси особенно тесные связи установились между Владимиро-Суздальской и Муромо-Рязанской землями. В Южной движении то были Галицкая и Волынская земли, после их объединения тяготели к земле Киевской. Эти процессы развивались дальше конце XII начале XIII в. 
Киевская, Чернигово-Северская, Переяславская, Волынская, Галицкая, Подольская земли, а также Буковина и Закарпатье стали тем территориальным основанием, на котором сложилась и развивалась украинская народность. А на средний Приднепровье, в Киевской земле, образовалось этническое средоточие украинского этноса, вокруг которого постепенно собралось население других пивдснно-русских земель. По средней Приднепровьем ранее, чем за другими землями Южной Руси, закрепилось название «Украина», как синоним понятия «страна», то есть край, родная земля (для уравнивания: Сербия по сербохорватский «сербский страна»). Термин «Украина» впервые встречаем в Киевской летописи под 1187 г. в смысле край, страна. Под 1189 г. тот же Киевский летопись называет Украину Галицкую землю. Так, уже в конце XII в. Украина летописцы называли разные территории Юго-Западной Руси. Со временем название «Украина» распространилось на все этнические украинские земли. 
Сильными среди юго-западных княжеств были княжества Галицкое и Волынское. От Киева Галицкое княжество отделилось раньше другие земли - после Любецкого съезда князей (1097 г.). Наивысшего расцвета, как самостоятельное княжество, Галицкая земля достигла во время княжения Ярослава Осмомысла (1153-1187 гг.) Летописец высоко ценит личность Ярослава Осмомысла. Он пишет, что князь был мудрый и красноречивый, честный и уважаемый во всех землях, славный полками и тем, что он «розстроил землю свою». Во времена Ярослава. Галицкое княжество достигло наибольшего могущества. Галицкий князь пользовался авторитетом на международной арене, поддерживал дипломатические взаимоотношения не только с соседями, но и с Византией, священной Римской империей. 
Волынская земля обособилась от Киева в середине XII в., Когда волынским князем был правнук Владимира Мономаха Мстислав Изяславич. 
Между Галицким и Волынским княжествами развивались оживленные экономические связи. Общим у них было и задачи борьбы против нападений польских и венгерских феодалов, пытавшихся захватить галицкие и волынские земли. Все это создавало объективные предпосылки к объединению этих земель в княжество. 

В 1199 г. Роман Мстиславович, опираясь на поддержку дружинников, части средних и мелких бояр и мещан, удалось добиться объединения под своей властью Волыни и Галичины в одно княжество. Незадолго до смерти Роман поставил в зависимость от себя и златоглавый Киев. Во времена Романа Галицко-Волынское княжество успешно воевало с половцами. Активную политику проводил Роман на западе. Он отражал нападения литовских племен, в частности ятвягов, и даже вторгался в их земли. С Венгрией Роман заключил договор о мире, а с Византией поддерживал дружеские отношения, в Польше вмешивался в феодальные междоусобицы. 
После гибели князя Романа в 1205 г. (его сыновья тогда были малолетними: Даниле было 3 года, а Василькове - один год) начались многочисленные междоусобицы и феодальные войны, длившиеся более 30 лет. Галицкие бояре пытались не допустить укрепления великокняжеской власти. 
В результате длительной борьбы, опираясь на поддержку средних и мелких феодалов и горожан, Даниил Романович сумел прекратить усобицы и восстановить единство Галицко-Волынского княжества. В 1238 г. Даниил занял Галич, в том же году он разгромил тевтонских рыцарей Добжинский ордена. В 1240 г. Даниил занял Киев и поставил там своего воеводу Дмитрия. Столицей княжества Данила выбрал новую резиденцию Холм, где построил оборонительные сооружения, церкви, заложил большой парк. Планомерной и целенаправленной была градостроительную деятельность Даниила и его брата Василька. С их приказу были сооружены города - замки Данилов, Кременец, Угровеск и другие. 
Итак, в первой половине XIII в. Галицко-Волынское княжество успешно отбило нападения Венгрии, Польше, немецких рыцарей. Но дальнейшее его укрепление было прервано нашествием Батыя. 
Галицко-Волынское княжество в результате нашествия Батыя претерпело разрушения, но оно осталось прочным среди всех юго-западных княжеств. Князь Даниил несколько лет не признавал власти татарского хана, но в начале 1246 г. он поехал в Золотую Орду и получил от хана ярлык на княжение, признав зависимость от золотоордынского хана. Однако это не означало отказа Даниила от борьбы с Ордой. Даниил собирал силы. Прежде всего он строил новые города и укреплял старые. Было построено в 1250 - х гг город, названный в честь сына Даниила Львовом, укреплены Холм, 
В 1245 г. войско Даниила Галицкого одержало блестящую победу в битве с войском венгерского короля и его союзниками. Эта победа надолго остановила экспансию венгерского королевства на севере Египта. Около 1250 г. между Данилой и венгерским королем Белой IV установились дружеские отношения, которые были-закреплены браком сына Даниила Льва с дочерью Белы Констанцией. Но попытка организовать совместный союз против ордынцев не удалась. Постепенно Даниил снова начинает искать союзников для борьбы с ордынцами. В 1254-1255 г. войска Даниила, его брата Василька и сына Льва получили города по Южному Бугу, Случи и Тетерева, а отряд хана Куремсы оттеснили в свои кочевья. Однако после прихода в 1258 г. огромного войска Бурундая, Даниил и Василько 
бу ей вынуждены разобрать укрепления самых больших крепостей в доказательство того, что в0ны «мирникы» Орды. 
Даниил проводил активную внешнюю политику. Международному авторитету Данилы способствовало венчание его в 1253 г. полученной от папы Иннокентия IV королевской короной. Однако папа не смог и не желал оказать реальную помощь против Орды галицко-волынского князя, что не пустил католических миссионеров в своей стране и твердо придерживался православия. Поэтому связи Данила с Римом прервались. 
После смерти Даниила Галицкого (1264 г.) его сын Шварно Данилович короткое время владел не только Галицким княжеством, но и Литвой. В настоящее время княжество распалось на четыре части, которыми владели сыновья Данила. 
В начале XIV в. Волынское и Галицкое княжества опять объединились в руках одного князя - Юрия Львовича, внука Даниила Галицкого. Воспользовавшись внутренних мятежей в Золотой Орде, Галицко-Волынская держава смогла на некоторое время передвинуть южные границы своих владений до нижнего течения Днестра и Южного Буга. 
В 1308-1323 гг в Галицко-Волынской государстве правили сыновья Юрия - Лев II и Андрей. На международной арене они ориентировались на союз с Тевтонским орденом. Это было полезно как для обеспечения торговли с Балтикой, так и в связи с тем, что все ощутимее был натиск Литвы на северные окраины княжества. Итак, хотя Галицко-Волынское княжество должно определить формальную зависимость от Золотой Орды, фактически оно самостоятельную внешнюю политику. 
Последним и-алицько-волынским князем был Юрий Болеслав (1325-1340 гг) сын польского (мазовецкой о) князя Тройдена, родственник галицко-волынских князей по матери. После смерги Юрия Болеслава самостоятельное Галицко-Волынское княжество перестает существовать. 
Галицко-Волынское княжество после падения Киева продолжило на целое столетие существование государственного образования на славянских землях и стало политическим центром будущей Украины. 


Беру это сочинение!

Похожие сочинения
Категория: История Украины (на русском) | Добавил: Admin (05 Апреля 2012) | Обновлено | Просмотров: 5895 | Рейтинг: 0.0 /0
Перейти на главную страницу

Сообщить об ошибке!

Понравилось? Оставь отзыв

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Sochineniya.info © 2021
Хостинг от uCoz