ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

Поиск
Меню сайта
Форма входа



Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0


Сочинения » История Украины (на русском) Добавить сочинение

Литовско-Польского ЭКСПАНСИЯ НА УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ. ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО КАЗАЧЕСТВА (XIV - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII вв.) продолжение

Литовско-Польского ЭКСПАНСИЯ НА УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ. ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО КАЗАЧЕСТВА (XIV - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII вв.)
ПЛАН
1. Присоединение украинских земель к Литве и Польше.
2. Социально-экономические процессы в XIV - I пол. XVII в.
3. Возникновение и эволюция казачества.
4. Церковная жизнь. Культура.





4. Церковная жизнь. Культура
К XV в. православная церковь в Великом княжестве Литовском играла значительную роль. Православие приняли сыновья Гедимина - Любарт, Кориат, Наримунт, Явнут, Ольгерд и почти все дети последнего. Широкими были и родственные связи литовских князей с православными династиями Северо-Восточной Руси. В княжеский период князья протекторами церкви и опека над церковью была делом их чести. Каждый князь по возможности строил храм, дарил иконы, кресты, посуды, деньги, земли. Оставили о себе добрую намьять и некоторые князья литовского происхождения: Любарт построил собор Святого Иоанна в Луцке, Владимир Ольгердович поддерживал Киево-Печерский монастырь, его сын Олелько и внук Семен прославились щедрые пожертвования на церковь. Князья - Ходкевич, Дашкевич, Гольшанские, Острожские, Глинские и другие - одаривали церкви и монастыри. Некоторые из князей, как, например, Загоровский, устраивали при церквах Л1карни для постоянных больных, а некоторые - школы.
Характерной чертой политики правящих кругов Литвы относительно православной церкви было их стремление избавиться от зависимости от Москвы, куда в 1299 г. переехал митрополит Петр. Витовт добился восстановления Киевском митрополии 1411р. Константинопольский патриарх, верховную власть которого признавала украинскую церковь, назначил на эту кафедру Григория чамвлака. Однако, к этому времени православная церковь уже потеряла здесь свое Господствующее значение. Как известно, официальной политической линией правителей краинских земель, начиная от Ягайло, было привлечение населения в католичество. Но нужно отметить, что католические церковные структуры ВВ ° дились не вместо православных, а рядом с ними. Время от времени литовские ^ Равители официально подтверждали равенство русского православия и льського католичества. Однако в повседневной практике взаимоотношения двух конфессий Ладалися не так благополучно, как в декларациях. В частности, напряженными
оставались отношения православных и католиков с численным преимуществом католического населения, сопровождаясь частыми столкновениями. Закрывая глаза на случаи бытовой дискриминации, власть ставила православную церковь в неравноправное положение с католической. В качестве господствующей римская церковь пользовалась также существенной материальной поддержкой коронованных лиц. В большинстве европейских стран того времени монархи пользовались так называемым правом патронажа, то есть фактически назначали епископов. Крупные литовские князья и польские короли, пришедшие им на смену не составляли исключения. Из девяти митрополитов XVI в., От Ионы II (1502-1507) в М.Рогозы (1589-1599), никто не избирался на церковном соборе, все они назначались королем и благословлялись после этого патриархом. Правители также произвольно назначали епископов и других иерархов, грубо вмешивались в церковные дела. Светская власть полностью контролировала духовенство. Еще хуже обстояло дело в низах. Местная шляхта вела со священниками, как с личной собственностью, назначала их по своему усмотрению, не спрашивая разрешения митрополита или епископа. Господа присваивала имущество, собственность монастырей и отдельных священнослужителей, собирали деньги из церквей. Порядочные духовники оставляли свои приходы, вместо них сюда направляли ограниченных, часто неграмотных проходимцев. Началось невиданное падение нравов, среди священников воцарились бездуховность, моральная нечистоплотность, безграмотность, коррупция.
Ухудшение позиций православной церкви связано и с деятельностью ордена иезуитов. Орден иезуитов был создан в 1540 г. как средство борьбы с протестантизмом. В Польше орден укрепился в 1564 г. и сразу начал массированный натиск на православную церковь. В отличие от инквизиции, которая действовала террором, иезуиты достигали своих целей другими способами - уговорами, убеждением, подкупом, личным примером служения церкви. Орден объединил выдающиеся интеллектуальные силы и взял в свои руки воспитание молодежи с помощью знаменитых педагогов в школах разных ступеней. Первая в Украине школа иезуитов была создана в Ярославе (1571), затем возникло еще 20 школ и коллегиумов (в Полоцке, Орше, Львове, Перемышле, Виннице, Фастове, Остроге и других). В эти школы охотно вступали дети православных, которые вместе с наукой выносили из них католическую пропаганду. Сзуиты захватили высшие круги общества, становились духовниками, опекунами, их деятельность ускорила процесс полонизации и окатоличивания украинской элиты.
Своеобразной формой сопротивления польско-католической экспансии в XV А XVII ст. стали братства - религиозные и культурно-просветительские организации, которые возникали при церквах. Древнейшим и самым известным было Львовское братство при Успенском соборе, основан около 1453 конце XVI - начале XVII вв. братства были созданы в Киеве, Луцке, Остроге, Перемышле, Тернополе и других городах. Сначала братства носили религиозно-благотворительный характер проводили церковные праздники, похороны, занимались благотворительностью, помогали бедным и больным братчикам, организовывали госпитале, материально поддерживали церковь (приобретали свечи, иконы, богослужебные книги). Впоследствии они стали инициаторами церковных реформ, имели священников, скомпрометировавших себя, приглашали на работу в зи; ихоДЫ талантливых проповедников. Одним из главных предметов беспокойства Г1Р тва было образование. Братства основывали школы, типографии, организовывали Йлиотекы, распространяли духовную литературу.
Если говорить о социальном составе братств, то сначала они сочетали "как правило> мелких торговцев и ремесленников. Однако по мере роста их популярности в них понемногу вливались богатые купцы. В Луцке в бпатство входило дворянство, в Киеве шляхта, а позже и казаки Запорожского Войска во главе с гетманом Петром Сагайдачным. Важно, что сюда принимались представители всех сословий, для Речи Посполитой было невероятно. В числе деятелей братства были выдающиеся ученые, писатели, политические деятели того времени: Ю.Рогатинець, Й.Красовський, С.Зизаний, Борецкий, П. Беринды и другие.
Организованные братства были по образу цехов с ежемесячными общим собранием, ежегодными перевыборами исполнительных органов, членскими взносами и судами чести.
Своей подвижнической деятельностью братства привели к национально-культурного возрождения Украины в конце XVI ст. Они укрепили украинское общество, которое теперь могло опереться на сеть школ, типографий, кадры образованных людей. Вместе братский движение имело недостатки: малочисленность (15-30 чел.), Финансовые проблемы, отсутствие стабильных организационных форм и согласованных действий между отдельными братствами, постоянное вмешательство во внутренние дела церкви, чему резко воспротивились православные иерархи. Именно споры с высшим духовенством стали одним из факторов заключения Брестской унии.
Идея объединения христианской церкви появилась почти сразу после ее раскола в 1054 г. на православную и католическую ветви. Не раз предпринимались попытки 11 реализовать, однако пригодные для этого условия сложились лишь в конце XVI ст. Среди политических причин появления церковной унии необходимо выделить следующие: стремление правящих кругов Речи Посполитой унифицировать идеологическое влияние; заинтересованность римской курии в овладении паствой Украины и Беларуси, стремление отмежеваться от созданного в 1589 г. Московского патриархата; Упадок православного духовенства и общая несостоятельность украинской Церкви, особенно остро воспринималась в сравнении с роскошью церкви Кат ° ской, соперничество православных епископов с братствами, стремление высшего православного духовенства получить привилегии, которыми обладали Кат ° лики. Энергичное вмешательство патриархии в дела местной церкви и явное покровительство Константинополем братски движения вызвали недовольство высшего духовенства. Уния же гарантировала им полное освобождение 'зависимости константинопольских патриархов ".
Инициаторами подписания унии стали православные владыки. В 1590 г. православный епископ Львова Гедеон Балабан на тайном съезде Равославних епископов в Белз поставил вопрос об унии с Римом. С ним родились три епископа: Кирилл Терлецкий из Луцка, Дионисий нруйський из Холма, Леонтий Пелчицький из Турова. Позднее к заговорщикам примкнул Ипатий Потей из Владимира - авантюрист знатного рода, лище недавно рукоположен в православные священники, а до того еще успел побывать в кальвинистах. Заговорщики в условиях строгой конспирации провели серию переговоров с королевскими чиновниками, католическими епископами и папским нунцием. Участники переговоров понимали, что массы негативно относились к этой идее, а братства и казачество были настроены враждебно непримиримо. Однако, в декабре 1594 епископы К. Терлецкий и И.ГИотий разработали план и детали перехода православных приходов Украины под власть папы римского, их поддержали полоцкий, холмский и пинский епископы, а также митрополит М. Рогоза.
23 декабря 1595 в Риме папа Климент VII дал официальное согласие на принятие украинской православной церкви под свой протекторат. Только после этого весть об унии стала достоянием православной общины и вызвала широкий резонанс в обществе. По всей Украине и Беларуси православное дворянство срочное съезжалось на местные собрания (сеймики), | чтобы осудить унию. Лидер православных князь Острожский вступил в антикатолическую сговор с протестантами, угрожая поднять вооруженное восстание. И даже епископы Балабан и Когшстенський, напуганные размахом протеста, отреклись от собратьев-заговорщиков и сделали формальное заявление о том, что и они вместе со всеми православными выступают против унии. Для;] решения конфликта 6-10 октября 1596 г. в Бресте был созван церковный собор. На этом соборе предполагалось юридическое оформить унию. Однако с самого начала он раскололся на православный и униатский. Православный отверг унию, униатский принял ее. Соответствующее грамоту подписали митрополит Михаил Рогоза, пять епископов и три архимандриты. Униатский собор, положивший начало существованию греко-католической церкви, признал власть папы, догматы католицизма, но сохранил православные обряды, традиции, церковнославянский язык в богослужении. Священнослужители-униаты получили привилегии: они освобождались от налогов, имели право создавать семью, шляхтичам греко-католической веры открывались более широкие возможности для получения государственных должностей, мещане-униаты могли и пользоваться преимуществами магдебургского права наравне с католиками. Хотя 1 настоящей равенства между римо-католиками и греко-католиками в Речи 1 Посполитой так и не была достигнута. Даже место в сенате митрополит-униат 1 получил только в 1790 г. - всего за пять лет до ликвидации польской Я государственности.
Польское правительство, официально признав Брестскую унию, фактически 1 поставил православную церковь вне закона. Не только ниже, а часто и выше | духовенство лишалось должностей; униатам перебивались церковные имения; митрополит И. Потий принялся отбирать у православных церковные здания (в том числе храм святой Софии в Киеве), монастыри, типографии, школы.
Вспыхнула борьба против униатства, за восстановление православной церкви. В эти годы развернулась религиозная полемика, началась "словесная война". Известным православным писателем своего времени был Иван Вышенский.
На защиту православия выступили мещанство и казачество, нередко осовувалы прямое физическое насилие. В 1620 г. при участии казаков во главе гетманом Петром Сагайдачным была восстановлена ​​высшая церковная иерархия. Казаки взяли под свою охрану иерусалимского патриарха Феофана, что иаючы соответствующие полномочия от константинопольского патриарха, тайно посвятил в сан киевского митрополита (им стал Иове Борецкий), пяти епископов и архиепископа полоцкого. В начале XVII в. среди православного духовенства Украины большое влияние получила ориентация на Московскую митрополию. В 1626 г. по поручению казачества И.Борецький обращался к царю с просьбой принять их под свое покровительство, но без владения территорией такая идея не заинтересовала российское руководство. Большого напряжения борьба за признание прав православной церкви достигла в начале 30-х годов XVII в., Когда смерть ревностного католика Сигизмунда III разбудила надежды на возрождение свободы вероисповедания в Речи Посполитой. В этих условиях казачество написало несколько петиций в Краков с угрозой восстания, если сейм и будущий король будут презирать интересы православных. В 1632г. сын Сигизмунда III королевич Владислав, чтобы получить поддержку перед выборами, официально легализовал православную церковь.
Таким образом, начав попыткой объединения христианских церквей и всех верующих христиан, Брестская уния привела к их дальнейшему разъединению, потому что теперь на месте двух церквей существовали уже три - католическая, православная и униатская (греко-католическая).
Если говорить о развитии культуры в XIV - первой половине XVII в., Напомним, что Украина, вступившая в состав Литовского государства, значительно превосходила ее. Русский язык (украинский того времени) была в учреждениях; украинская, становясь правителями, вводили в общий оборот украинской право, обычаи, язык. Королева Ядвига (1371-1399 г.г.) любила читать славянскую Библию и писания Святых Отцов. В библиотеке Сигизмунда I было 33 книги на русском языке и всего одна - на польском.
Жесткость литовского правления, польская экспансия, татарско-турецкая агрессия, падения Византийской империи обусловили коренной переворот в духовной жизни украинского общества. Культурного развития Украины в это время были присущи неоднозначные, противоречивые процессы. В XIV-XVI вв. украинские магнаты постепенно ополячивались, крестьяне, попав в крепостничество, не могли защитить национальную культуру. в цЕй время защитником родной школы, православной церкви, языка, письменности, искусства выступило мещанство и мелкое дворянство.
Культурному подъему в Украине в конце XVI - начале XVII вв. 3 ° крема развития образования, способствовали братства. При каждом из них было 3асНовано братские школы. В этих школах учились дети состоятельных горожан, ^ ° казаков, нижнего духовенства, мелкой шляхты, старшины, а также сироты, ершою была образована Львовская братская школа (1585 г.), ее ректором стал
известный ученый Иов Борецкий, а преподавателями - братья Стефан и Лаврентий Зизании, Кирилл Ставровецкий, Памво Беринда и др.. В 1615 г. была открыта Киевская братская школа, здесь группировались выдающиеся ученые: Иов Борецкий который переехал из Львова, Елисей Плетенецкий, Мелетий Смотрицкий, Касиян Сакович то др.. Митрополит Петр Могила также основал школу ЮРЦ Киево-Печерской лавре. В 1632 г. школы были объединены в Киево-Могилянский коллегиум (впоследствии переименован в академию), ставший на уровень западноевропейских университетов. Этот коллегиум давал достаточно широкое образование: там преподавали философию, математику, риторику, славянский, украинский, греческий, латинский, польский языки. Коллегиума подчинялись школы в Виннице, Кременце и других городах. Его воспитанники часто продолжали обучение в университетах Парижа, Рима, Вены. Многие помог Киевской братской школе гетман Петр Сагайдачный. Он был горячим сторонником национально-образовательного движения, в 1620 г. со всем войском вступил в Киевское братство, стал ктитором (попечителем) братской школы, лично заботился о ее развитии. Почти все свои средства он завещал Киевской, Львовской и Луцкой школам.
Большую роль в деле школьного образования сыграл князь Константин Острожский, который основал много школ в разных городах Волыни. Главной целью этих школ была подготовка православного духовенства, способного с успехом вести борьбу с католичеством и парализовать ее влияние на молодежь. В 1576 г. он открыл в г. Остроге академию. Это заведение со поднялся до уровня тогдашних европейских академий. В нем лучшие украинские и зарубежные ученые преподавали грамматику, риторику, арифметику, музыку, астрономию и другие науки. Преподавателями там работали высокообразованные люди: Демьян Наливайко, Василий Суражский, Ян Лягош, Кирилл Лукарис и др.. К сожалению, после смерти князя в 1608 г. его внучка Анна, фанатичная католичка, передала академию в руки иезуитов.
Львов, Киев и Острог были и научными центрами в Украине. Ученые, которые группировались в Остроге, написали ряд научных трудов по философии, языкознанию, астрономии и т.д.. Профессора Киево-Могилянского коллегиума способствовали развитию славянского языкознания, украинского языка, разрабатывали проблемы философии, логики, психологии и других наук. Иосиф КОНОНОВИЧ - Горбацкий создал "Учебник логики", а Иннокентий Гизель написал "Общий очерк философии".
История книгопечатания Украины тесно связана с жизнью дьякона Ивана Федорова, который переехал из Москвы, где его преследовали. В 1573 г. он, при материальной помощи Львовского братства, основал первую типографию, где в 1574 г. вышла книга "Апостол". Позднее были изданы "Букварь" (1578 г.), "Острожской Библии" (1581 г.) и др. . Типографии впоследствии возникли также в Луцке, Новгороде-Северском, Киеве и других городах. Всего в 1574-1648 г.г. их насчитывалось более 20.
В период XV-XVII ст. развиваются основные виды искусства: литература, архитектура, скульптура, резьба, графика, живопись. Для искусства этого периода характерны следующие черты: отход от византийских и появление новых стилей и жанров, усиление светского элемента в кан ° ури, переплетение национальных традиций и западного влияния. Так, новым ^ итератУР * XVI в. стало появление стихосложения. Автором первых стихов был в 11 м Смотрицкий. На смену коротким летописным рассказам пришли ичес записи о важнейших событиях; так возникли "Короткий Киевский пис" (события до 1545 г.) и Львовская летопись (1489-1649 г.г.). В Лихитектури распространился готический стиль,. Крупнейшими зданиями готического стиля были величественные католические кафедры во Львове, Перемышле, Бердичеве. В живописи конце XVI в. появляются новые жанры - портрет и историческая живопись.
На формирование украинской культуры повлияли идеи гуманизма и реформации. их носителями стали, прежде всего, люди, получившие образование в польских и западноевропейских университетах: в Краковском, Пражском, Болонском, Падуанском, Базельском и других. Большая часть выпускников университетов вернулась на родину, унося с собой передовые идеи западной цивилизации. Многие из них стали учителями, поэтами, выдающимися общественными и политическими деятелями.
Итак, с XIV по XVII вв. украинский народ прошел нелегкий путь преобразований в политической, социально-экономической и духовной жизни. Рост хозяйства, позитивные изменения в культуре труда, налаживание активных торгово-экономических отношений с соседними государствами выводят экономику Украины на международный уровень. В то же время усиление крепостнического и национально-религиозного гнета со стороны Речи Посполитой, появление казачества и создания модели национальной государственности (Запорожская Сечь), существенные изменения культурно-религиозной жизни, влияние идей гуманизма и Реформации создали благоприятную почву для роста национального сознания украинского народа, укрепление его веры в собственные силы для сплочения в борьбе за свою веру, права и независимость.


Беру это сочинение!

Похожие сочинения
Категория: История Украины (на русском) | Добавил: Admin (05 Апреля 2012) | Обновлено | Просмотров: 2576 | Рейтинг: 0.0 /0
Перейти на главную страницу

Сообщить об ошибке!

Понравилось? Оставь отзыв

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Sochineniya.info © 2019
Хостинг от uCoz